А зачем креститься?

А зачем креститься?

Как это зачем? Я креститься к Вам пришел, а Вы мне еще и экзамен устраиваете?!

К сожалению да, ибо Писание предупреждает: "Раб, ведавший волю господина своего и не исполнивший ее, биен будет много". (Лк.12:47)

Юридическая аналогия.

Она конечно груба и неточна, и даже по существу ошибочна, но зато в первом приближении понятна нехристианскому сознанию. Крещение - это подписание договора с Богом. Присоединение к публичному договору (Евангелие - оферта, Св. крещение - акцепт), который Бог предлагает человекам. А к какому договору?

В истории человечества известно два договора, который Бог предложил людям. Первый договор (завет) люди, как человечество в целом, не исполнили, - и по немощи душевной, и по злому своеволию. Этот договор, выраженный в Моисеевом десятословии (декалоге), называется Ветхим Заветом, и для христиан сейчас недействителен. За человека его исполнил Христос, истинный Бог и истинный человек. Видя людей, погибающих в своем жестокосердии, Господь пришел Сам, чтобы лично рассказать и лично показать, как подобает жить разумным свободным творческим личностям, и что надо сделать, чтобы спастись за гробом (Господа, правда, за это казнили). Этот новый, второй договор, который сейчас действует, называется Новым Заветом.

Ознакомься с договором, с Новым Заветом, предлагаемым тебе Богом. Он (договор, завет) изложен в Евангелии. Прочти Евангелие с особой точки зрения. Посмотри, а нравится ли тебе то, что предлагает Бог? По душе ли тебе это? Хотел бы ты быть таким, каким просит тебя быть Господь? Ведь договор - это результат непротивления обеих сторон. Как же ты будешь подписывать договор, который тебе не нравится?
Проверь, соответствует ли Евангелие самым высочайшим порывам твоей совести. Евангелие - уникальный документ. Он содержит в себе не только "условия договора", но и необходимое и достаточное описание Первой Стороны договора, чтобы ты мог знать, с Кем ты заключаешь договор, Чей завет ты собираешься исполнять. Обязанность Бога по этому договору - оказать помощь в избавлении тебя от вечной смерти и предоставить вечную жизнь. Это потребует с твоей стороны встречного исполнения "договорных обязательств". Пример такого исполнения дан в Евангелии. И ни Кем иным, как Самим Господом.
При прочтении Евангелия особое внимание обрати на Нагорную проповедь, а так же на все параллельные и аналогичные ей места, в которых содержатся, так сказать, "условия договора". Самая краткая формулировка Нового Завета содержится в двух главных Евангельских заповедях, а так же в золотом правиле. Их ты должен знать наизусть. 
Так вот, ты крестишься затем, чтобы жить по Евангелию, а Господь тебе подаст помощь в исполнении своих заповедей ("условий договора") через Таинство Крещения.

 

Представленная юридическая аналогия неверна. Между Богом и нами нет договорных обязательств. Нет как договорных отношений, так и отношений юридических вообще. Отношения человека с Богом не описываются в правовых терминах потому хотя бы, что у человека нет никаких прав требования, а у Бога - никаких обязанностей. 
Тогда спрашивается, к чему эта аналогия? А вот к чему. Объяснения современной космологии человеку, полагающему, что земля стоит на трех слонах, начнутся не с гипотезы Большого Взрыва, а с гелиоцентрической (а может, и геоцентрической) системы и классической механики. При этом мы знаем, что земля на самом деле не круглая, а классическая механика неверна в общем случае
.

 
     

* * *

Нужно и по-другому сказать о том же самом, и даже более верно.

Ты крестишься для того, чтобы жить по совести. Образец совести дан в Евангелии - это заповеди, требования Христа. Такой совести трудно соответствовать. Попробуй, например, не смотреть с вожделением на женщин или даже в мыслях не хулить ближнего своего. Сколько ты продержишься? День? Час? Таинство Крещения открывает для тебя возможность получать помощь в следовании самой требовательной совести. Таинство Крещения всевает в тебя семечко Нового Человека, оберегая, поливая и взращивая которое, ты сможешь стать действительно добрым и сильным человеком, а как побочный результат - обрести спасение за гробом.

* * *

А можно говорить более строго и существенно точнее.

Личный грех прародителей повредил человеческую природу как таковую. Из целого существа человек превратился в разделенное, в котором смешалось добро и зло. Ум, сердце и тело человека разделились между собой, каждое приобрело как бы собственную волю, о чем мы прекрасно знаем внутри себя, на своем опыте, и доказывать-то не надо, только отважиться трезво взглянуть в себя.

 

В самом деле, зададимся вопросом, ум ведь понимает, что не надо злословить ненавистного нам человека? Вроде бы понимает. Но все чувства бунтуют против этого понимания, и мы не удерживаемся, злословим. Ум и сердце разделены. 
А понимает ум, что кушать надо в меру, и из-за стола вставать чуть-чуть голодным? Вроде бы понимает. Но все такое вкусное, такое вкусное, еще вон тот кусочек, и вон тот, и рюмочку! И из-за стола встаем объевшись и упившись. Ум и тело разделены. 
Сердце понимает, что нельзя изменять любимому человеку? Вроде бы понимает. Но мы же в отпуске, на юге, курортный роман, да и претендент так хорош, так хорош, все уды трепещут от его взгляда, естество властно обнаруживает свой зов. И мы заглушаем голос сердца и поддаемся зову тела. Сердце и тело разделены.

Такое разделение человека в самом себе называется повреждением человеческой природы. А человеческое естество, находящееся в этом печальном состоянии, называется падшим. Следствия этого повреждения - смертность, тленность и страстность (усталость, голод, потребность во сне и зависимость от внешних стихий вообще).

Бог Слово принял на себя поврежденную человеческую природу, став и смертным, и тленным, и приняв на Себя неукоризненные страсти. Соединился с падшим естеством (кроме греха) неслитно, нераздельно, неизменно и неразлучно. Приняв на себя поврежденную, смертную, тленную природу, Бог Слово восстановил её в Себе как таковую, соединив ум, сердце и тело в одно. Соделал Он это крестной смертью. То есть - Христос Иисус исправил повреждение человеческой природы как таковой, исцелил от поразившей ее болезни.

Когда ты крестишься, в тебя всевается семечко восстановленной Христом человеческой природы. В Таинстве крещения ты, обладая природой лишь поврежденной, получаешь от Христа образец восстановленной. С этого момента ты принципиально можешь то, чего раньше не мог принципиально. Ты станешь способен, употребляя усилие и с помощью Божией, благодаря полученному образцу и на его основе, восстановить в себе, в какой-то сообразной твоим силам мере, неповрежденную человеческую природу. И восстановиться самому. А Господь, видя серьезность твоего выбора и милосердствуя, спасет тебя. Твое тщание определит и твое место за гробом, ибо иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе (1Кор.15:41).

Бог сделал свой шаг тебе навстречу, когда неложно воплотился. Во-плотился. Во-человечился. Теперь твой ход. Ты крестишься для того, чтобы вступить на беспрецедентный в истории путь к обожению
В этом же состоит и воля Божия, Его завет, предлагаемый человекам.

* * *

И не забудь предупреждение Писания: "Раб, ведавший волю господина своего и не исполнивший ее, биен будет много"(Лк.12:47).

Миссионерский отдел Московской епархии Незнакомое православие Православная библиотека в мобильном Молитвослов в мобильном Соль земли Библия за год Журнал для пап Батя

Православный календарь