Храм / Новости прихода / Восемь дней до весны /

Восемь дней до весны

21.02.19. четверг.

Паломничество на Святую землю – это всегда особое событие. И вот, наконец, оно состоялось.

04:40 Встречаемся в аэропорту. Как-то незаметно погрузились в самолет и даже успели задремать. Очнулись от беготни стюардесс, оказывается одному пассажиру стало плохо. Самолет вернулся на стоянку, а через некоторое время подъехала «Скорая». Слава Богу, все обошлось, но со всеми перипетиями вылет задержался на два часа.Мы благополучно движемся в сторону Земли Обетованной. Надеюсь, она встретит нас приветливо.

13.10 (уже по местному времени). Мы в аэропорту Бен Гурион. Благополучно миновав таможенный контроль, у нас возникла непредвиденная задержка. У Наташи пропал чемодан, а никто из нас с такой ситуацией не сталкивался. Пока разобрались, что делать и написали заявление о пропаже, прошел еще час.  Наш гид Александр уже заждался, но встречает нас радостно и приветливо.

14.05. Уф! Наконец началось наше путешествие. Удобно разместившись в комфортабельном автобусе и познакомившись с водителем Амером (он араб, живущий в Иерусалиме), едем в древнюю Яффу, она же Иопия (греч.).

Это место воскрешения апостолом Петром праведной Тавифы (Деян. 9:35-43) и видения Петру полотна с различными животными (Деян. 10:9-20).

Александр снабдил нас техническими средствами общения. Несколько слов о нем самом. Это кладезь библейских знаний, истории страны, литургии и еще много всего интересного.

Он родился в Америке, жил в Чехии, учился в России, 16 лет прожилв Израиле и уже три года живет на Кипре. У него русская жена и семеро детей. В общем, человек мира. О нем можно говорить еще очень много, но главное, он чуть ли не лучший гид во всем Израиле. Чтобы попасть именно к Александру, нашей группе пришлось ждать целый год.

Останавливаемся на берегу Средиземного моря. Ощущение, что попали в лето и в отпуск. Современная Иопия– малорелигиозный город. Везде играет музыка, гуляет молодежь, кто-то сидит в открытом кафе, гуляют с детьми, продавцы выглядывают из своих многочисленных лавочек. В общем типичная жизнь курортного городка.

Александр ведет нас к дому, где было видение апостолу Петру. Сейчас в этом доме живет армянская семья, и мы смоглитолько постоять около закрытой двери и почитать об этом событии в Деяниях.

Спускаемся по затертым каменным ступенькам к морю и идем по набережной.

Встречаем иопийского епископа – владыку Дамаскина. Он не поленился каждого из нас благословить и запросто пригласил зайти в храм архангела Михаила, который он сам же и открыл нам. Поразила простота общения с владыкой. Храм построен в виде корабля, или скорее ковчега с деревянной крышей. Интересна роспись стен, она выполнена в виде карты, где отмечены главные библейские места и христианские святыни.

16:30 Немного покружив по городу на автобусе, оказываемся в Русской Духовной Миссии, в храме ап. Петра. Он построен и расписан в русском стиле, поэтому впечатление, как будто ты дома. Здесь, кстати, самый большой русскоговорящий приход в Израиле. Необыкновенно красивые сады со множеством цветов и цитрусовых деревьев, летающими повсюду попугаями и гуляющими павлинами, создают ощущение, что нечто подобное могло быть в раю. А здесь эти сады называют русскими. Мы поклонились месту предполагаемого погребения праведной Тавифы,прогулялись по прекрасному саду и за жертву приобрели  местные лимоны. Как потом оказалось, не зря. У них даже белая мякоть вкусная. Жаль, что невозможно передать, какой тут воздух, хочется не только дышать, им невозможно насытиться.Сейчас в Израиле удивительная пора: свежая зеленая травка, обилие цветов, и все это на фоне лохматых пальм и других тропических деревьев.

18.10. Вечереет и сразу становится холоднее. Усталые, но полные впечатлений, мы движемся в Лидду, в храм Георгия Победоносца. Город Лод (Лидда) встречается еще на страницах Ветхого Завета (1 Пар. 8:12), известен, как центр иудейской учености. В Новом Завете там был исцелен Петром некий Эней (Деян. 9:32-35).

19.20 переезжаем в окрестности Вифлеема, в Бейт Джалу. В гостинице «Бейт Ибрагим»(Приют Авраама) мы проведем 3 ночи. Сил хватает только на то, чтобы поужинать (даже не помню, чем) и рухнуть.

22.02 19.  Пятница.

08:15. После ночного перелети целого дня ходьбы у о. Сергия совсем разболелась нога, которую он сильно ошпарил накануне нашего путешествия. Ужасный ожог не дает возможности шевелиться, а завтра ему служить. Все отнеслись к этому с пониманием. Он вместе с матушкой и маленьким Семеном остались в гостинице, а мы, быстропозавтракав, отправляемся в храм свт. Николая, расположенного здесь же, в Байт Джале. Неизвестно точно, был ли когда-нибудь здесь  сам свт. Николай или нет, но почитание его здесь огромно. Поражает икона свт. Николая в пещерном храме, выполненная в виде каменного барельефа. Святой на ней такой родной, светлый и улыбающийся, что хочется его обнять.

09:00. Можно сказать, обязательное посещение по пути арабского магазинчика со всякой сувенирной всячиной. Александр – молодец, он как истинный дипломат, старается со всеми сохранить добрые отношения и дает заработать другим. Интересно, почему всегда хочется набрать какие-то мелочи, от которых потом не знаешь, как избавиться? (наверно, синдром социализма, когда ничего не было)


10:00. Мы в Вифании. Это место, где в евангельские времена жили сестры Марфа и Мария и их брат Лазарь. Христос часто приходил в эту приветливую семью и нередко оставался у них на ночлег (Лк.10:38-42). Здесь же Он встретил сестер, которые оплакивали скоропостижно умершего брата (Ин 11:1-30). Мы находимся на месте дома этого семейства. Сейчас здесь школа-приют для девочек в основном из арабских семей, но есть и христиане (из 450 человек всего 1 %).Основана школа была в 20-е годы прошлого столетия стараниями двух шотландских монахинь, принявших православие. Вначале это была больница, а затем школа – приют. Она относится к Зарубежной Церкви, но Московского патриархата.

Территория школы не велика и уютно обустроена. Это еще один оазис среди Иудейской пустыни. Ярко светит солнце, свежая зелень и цветы, растущие прямо на камнях, лимоны, которые можно понюхать и потрогать, ажурное цветение миндаля, все создает впечатление легкости, благополучия и даже расслабленности. Но идиллия эта хрупкая. Нам повезло – сегодня нас встречает матушка Марфа, директор и хранительница школы в течение многих лет. Она монахиня, но кроме традиционного облачения, в ней нет ничего «неземного». Это очень живая, светлая женщина (русская немка из Караганды), но сюда она приехала не из России (не помню, к сожалению, откуда). Глядя на эту чудесную женщину, начинаешь понимать значение слова «любовь». Любовь буквально струится из нее, но при этом чувствуется твердость характера. Матушка Марфа рассказала нам много историй из жизни обители, все это с легким юмором. К сожалению, о чудесах придется умолчать. Большинство жителей города арабы- мусульмане. Здесь совершенно невозможны смешанные браки (мусульмане и христиане), невозможен переход в христианскую веру (за это попросту убьют). Но дела Господни неисповедимы, чудеса случаются и в этой обители. Из рассказов м. Марфы начинаешь понимать, что жизнь христианская здесь проходит под дулом автомата. Вспоминаются святые подвижники первых веков, о которых мы читаем в житиях, а тут люди живут так сегодня и реально. Помоги Господи этим подвижникам веры! Забыла сказать, что здесь же мы встретили владыку Романа – руководителя Элеонской Миссии зарубежной Церкви. Опять поразила его простота и доступность.

Еще м. Марфа показала нам камень, на котором, возможно, сидел Христос, ожидая сестер, чтобы пойти на гроб Лазаря. Камень этот обнаружился чисто случайно, при расчистке места для детской площадки на территории школы. И здесь же сохранился фрагмент древней дороги, ведущей в Иерихон. 

Еще несколько лет назад мы бы тоже смогли, поднявшись по этой дороге, попасть ко гробу Лазаря. Но сейчас вокруг Вифлеема достраивается огромная бетонная стена и въезд в город только через КПП. Это все из-за арабо-израильского конфликта. Поэтому мы перемещаемся на автобусе, и какое-то расстояние по городу идем пешком до гроба Лазаря.

11:20. Спуск в пещеру сам по себе – это целый квест. Ступени очень высокие, скользкие от многовековой лакировки ногами. Кроме того, лестница почти винтовая. Спускаемся с большой предосторожностью. В пещере холодно и сыровато. Действительно, ощущение, что ты в могильном склепе. Это то, о чем мы реже всего задумываемся, хотя то единственное, что знаем наверняка. «Неужели мне одр сей гроб будет», - слова этой молитвы здесь начинаешь чувствовать. И вдруг как яркая вспышка - чтение Евангелия о воскрешении Лазаря: «Лазарь! Иди вон!» (Ин.11:31-43) и пение тропаря Воскресения. Смерть не может удержать того, кого зовет Сам Господь! Хочется надеяться, что и мы выбираемся из этой могилы какими-то другими.

В городе время очередного намаза. Из всех рупоров и динамиков муллы призывают мусульман на молитву. Сначала это раздражает, зачем же так громко, но потом начинаешь осознавать, что люди молятся. Часто ли у нас можно встретить на улице людей, открыто исповедующих свою веру? Поразили три мальчика – подростка, которые одни без родителей встали на молитву. Было видно, что для них это не просто дань традиции, а часть их жизни. Позднее мы встретили еще одного подростка, уединившегося на крыше для молитвы. У всех нас возникло ощущение неловкости, что мы помешали чему-то сакральному…

13:40 едем на Елеонскую гору в Свято-Вознесенский монастырь Русской Духовной Миссии РПЦ(з). Это самая высокая гора в окрестностях Иерусалима, и здесь, согласно Евангелию, не раз по ночам молился Христос, удаляясь от дневной суеты(Мф.26:39). Настоятелем здесь владыка Роман, которого мы встретили в Вифании.

Прекрасный храм на вершине горы в византийском стиле и самая высокая колокольня в Иерусалиме, ее здесь еще называют «русская свеча». Участок земли под будущий монастырь был приобретен и обустроен благодаря усилиям архимандрита Антонина Капустина – руководителя Русской Духовной Миссии в конце XIXвека (практически все участки русской земли приобретены в Израиле благодаря ему). В храме частицы мощей многих святых и две особо почитаемые иконы: «Скоропослушница» и «Взыскание погибших». Здесь же место, где по преданию стояла Богородица во время Вознесения. Приложившись к святыням, отправляемся к месту воспоминания о Вознесении Христовом. Это небольшая бетонированная площадка с часовней посередине, обнесенная бетонным же забором. Часовня принадлежит арабам, и христиан сюда пускают только для поклонения. Мы попадаем сюда во время очередного намаза, поэтому почти не слышим рассказ Саши.

Движемся пешком к смотровой площадке, чтобы сверху полюбоваться панорамой Иерусалима. Вообще, сегодня мы много ходим пешком, и видим жизнь города не только из окна автобуса. На смотровой площадке холодно и очень ветрено, кутаемся, как французы под Москвой во все, что есть. Здесь же стоит большой телескоп (или подзорная труба, я не очень разбираюсь), и можно рассмотреть город в деталях.

16:10. Спускаемся по склону Масличной горы к монастырю Марии Магдалины. Спуск довольно крутой и очень скользкий, к тому же моросит дождь. То, как мы движемся, напоминает мне стаю пингвинов- пап, которые спешат высиживать яйца. В монастырь заходим с восточной стороны (за что нас потом обругали), но Саша сказал, что есть благословение. В семиглавом красавце – храме в честь Марии Магдалины покоятся раки с мощами великой княгини Елизаветы и мученицы Варвары (ее келейницы), доставленные сюда с большими трудностями, через Китай в 1921 году игуменом Серафимом Кузнецовым. Когда читаешь книгу об этой удивительной женщине, она кажется бесконечно далекой, а тут все меняется.

16:35. Походим через Гефсиманский сад под усиливающимся дождем и попадаем в католический (латинский) храм, где находится камень моления о Чаше(Мк. 14:35–36). Идет служба, и мы тихо прикладываемся к камню. У католиков есть, чему поучиться, например, у них в храме нельзя разговаривать. А еще очень красиво (на мой вкус) горят плавающие свечи, колеблемые единым порывом воздуха.

Проливной дождь и мы начинаем пестреть дождевиками и зонтиками. Саша пересчитывает нас, как мокрых цыплят – все на месте,  и движемся по лужам к храму Успения Пресвятой Богородицы. Современный вид храм имеет с XIIвека, но гробница сохранилась с  самых ранних  веков. Храм принадлежит греческой и армянской Церквам, но есть и малюсенький русский предел. Поклоняемся месту погребения Пресвятой Богородицы, прикладываемся к иконе Божией Матери «Иерусалимская». В храме немного суетно, но все равно ощущается святость этого места.


17:45. Уже в сумерках отправляемся к последнему на сегодня месту паломничества – русскому Горненскому монастырю. Это то место, куда пришла Дева Мария после Благовещения проведать свою родственницу Елизавету, которая зачала Иоанна Крестителя уже в преклонном возрасте (Лк.1:39-45). Дождь уже перестал и в воздухе свежесть и необыкновенное благоухание чего-то цветущего. Спускаемся к храму почти в темноте. Сам монастырь мы практически не видели, но зато ощутили его на запах. Он так и запомнился, именно своим ярким разливающимся ароматом. У иудеев есть предание, что накануне прихода Господа, сначала в воздухе разольется благоухание. Мне кажется, это сродни тому, что мы чувствуем сейчас. Наверно от усталости и опустившейся темноты, все воспринимается немного нереальным. Уже не очень хочется слушать, кто и когда построил, зато появляются какие-то философские мысли. Мне понравилась мысль Ирины о том, что мы живем какой-то разрозненной жизнью: отдельно дом, семья, работа, храм. А здесь все это собрано воедино и, несмотря на трудности, жизнь цельная. Здесь живут настоящей, реальной жизнью, а мы как будто пишем ее на черновик. Иногда надо попасть в такие места, чтобы хотя бы задуматься об этом.

23.02.19 суббота.

05:15. Еще совсем темно, но есть уже какое-то предрассветное ощущение. На двух микроавтобусах мы мчимся по узким улочкам спящего города в Вифлеем, в храм Рождества Христова. Кажется, мы прибыли к самому открытию, но в храме уже много народа. Толчеи нет. Очередь движется мимо Вифлеемской иконы Божией Матери, к которой все прикладываемся. Икона считается чудотворной, а еще она необычна тем, что Богоматерь на ней улыбается. Все тихо и медленно продвигаемся к пещерному храму, чтобы еще до службы успеть приложиться к месту Рождества Младенца Христа и к Его яслям. Обе святыни находятся внизу. Серебряная звезда, указывающая на место Рождества, находится прямо под престолом. Интересно, что здесь он является и жертвенником одновременно. В то время, пока мы прикладываемся к святыне, на жертвеннике совершается проскомидия (приготовление вещества для Причастия). Прямо перед нами группа румынских христиан. Александр говорит, что в последнее время заметно увеличился их интерес к христианским святыням. Служба будет совершаться здесь же, в пещере, и все прибывающий народ оттесняет нас в дальний угол. Возмущения нет, ведь всем хочется попасть на службу, только страшновато, что не хватит воздуха. Наш гид вместе с нами терпит неудобства тесноты. Отец Сергий вместе с другими священниками стоит у престола. Начинается литургия и все страхи уходят. Служба идет сразу на нескольких языках, но все понятно, если хоть немного знаешь литургию.

По окончании службы поднимаемся наверх(внизу в пещере причащаются только священники) и приобщаемся Святых Тайн.

Храму Рождества Христова полторы тысячи лет, и, несмотря на то, что он переходил из рук в руки, само здание сохранилось с тех времен. Интересно, что персы, захватившие эти земли в V веке, не тронули храм благодаря мозаике, на которой было изображено поклонение волхвов. В древних странниках персы признали своих соотечественников. Еще много всего интересного нам рассказал Александр, а также сводил нас в храм Вифлеемских младенцев.

10:30. После службы возвратились в гостиницу, быстро позавтракали, и теперь выдвинулись в пустыню – в монастыри святых Феодосия и Саввы Освященного. Путь наш лежит через так называемое Поле пастушков, где пастухам явились ангелы, чтобы возвестить о Рождении Спасителя (Лк.2:10-11).В нашем понимании это не поле, а маленькая лужайка. Но овечки пасутся там и сейчас.

Обитель св. Феодосия - первый в Палестине общежительный монастырь. Тут многолюдно и суетно. Встречаем уже знакомых нам румын и опять они впереди нас. В пещере на территории монастыря хранится много мощей и других святынь, но из-за большого количества народа как-то не успеваешь все это прочувствовать.

Затем пересаживаемся в микроавтобусы и едем дальше  в пустыню, в монастырь св. Саввы Освященного. Дорога туда исключительно молитвенная –узкая и с крутыми поворотами, и все это на большой скорости. Стены обители похожи на крепостные, но раньше все монастыри и были крепостями. Удивительно теплый день, даже хочется в тенек, просто какой-то кусочек лета. На склонах цветут маки и тюльпаны, и совсем не хочется вспоминать промозглую Москву. Матушка Маша сказала, что исполнилась ее мечта увидеть цветущую пустыню.

Монастырь мужской, женщин сюда не пускают. Мы остаемся с внешней стороны внушительной стены и что там внутри остается тайной. Нет никакого ропота, все смиренно и терпеливо ждут. Даже наоборот, благодатное, тихое состояние, и какое-то странное отсутствие мыслей. Это не пустота, а именно тишина, которой так не хватает в обычной жизни. Позже Мария московская очень правильно оценит эту кажущуюся дискриминацию. Женщин не пускают в монастырь не потому, чтобы не смущать монахов. Просто мужчинам и женщинам нужно разное лекарство, которое здесь каждый по-своему и получает. Интересно, что у некоторых сестер у стен монастыря как раз и были самые сильные переживания. Не сами по себе, конечно. Как страж и утешитель одновременно, женщин встречает брат- привратник Ефрем. Он знает совсем немного по-русски и всех называет бабушками. Он выносит нам мощевики, к которым мы прикладываемся, а также кувшины с лимонной водой (очень кстати!) Многие годы послушания научили отца Ефрема не просто разбираться в людях, но и молитвенно постигать то, что нужно сказать ожидающим на пороге паломницам. Некоторые наши сестры сказали, что им было открыто то, чего явно не мог знать монах.

16:10 Мы в Хевроне. Это древнейший город, название которого переводится как «ворота юга» и  первая столица царя Давида (еще до Иерусалима). Хеврон находится в южной части горной Иудеи в цветущей долине, окруженной горами. В Библии он известен со времен Авраама. Это было его первое поселение на Святой земле. Но его собственностью стал при жизни лишь небольшой кусок земли с пещерой, купленный им для погребения своей жены Сарры (Быт.23:8-17). В этой же пещере похоронен и сам Авраам, а также Исаак и Иаков с женами. Но в пещеру мы не попадаем, т.к. буквально накануне здесь была перестрелка и сейчас тоже небезопасно.

Идем в монастырь Святой Троицы, или как его еще называют подворье в честь святых Праотцев. Это русский мужской монастырь Русской Духовной Миссии. На территории растет и знаменитый Мамврийский дуб, под которым Авраам принимал трех Странников (Быт.18). Храм в городе единственный, других нет. Прихожане здесь только те, кто случайно оказался, или такие паломники, как мы. Всем хочется как-то поддержать этот оплот христианства в мусульманском мире. Недалеко от храма, тоже на территории монастыря, находится древнейшее захоронение, датируемое временем жизни Христа. Неизвестно, кто здесь похоронен, но можно представить, как выглядели захоронения той поры. Спускаемся через небольшое отверстие, чтобы посмотреть, как это выглядит внутри. Перед пещерой находятся два камня помазания, где приготовляли тела для погребения.

Перед уходом подходим к Мамврийскому дубу. Это совсем не дуб в нашем представлении, общее только то, что семена -желуди. Перед нашим отъездом из России ходили слухи, что дуб рухнул, конец света и т.п. ерунда. Во-первых, конец света никому не известен«О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф 24:36), а во-вторых, мы в 44 пары глаз видели сильные молодые побеги от старого дерева. 

24.02.19. воскресенье

06:00. Все мы, наконец, научились не опаздывать. Переезжаем в Галилею, в другой конец страны (движемся с юга на север). Путь наш лежит через Иудейскую пустыню в монастырь св. Герасима Иорданского. Здесь о. Сергий будет совершать литургию, поэтому Паша читает в микрофон «Правило к Св. Причастию», а в оставшееся время Александр рассказывает нам трогательную историю о дружбе льва и святого Герасима.

07:00. Мы попадаем в оазис среди пустыни. Цветущий сад, поющие птицы,  уютный внутренний дворик, все выглядит по-домашнему. Кроме нас, здесь еще несколько монахов и прихожан. Место предстояния отцу Сергию сегодня уступил игумен монастыря, архимандрит Хризостом.

До службы успеваем спуститься в нижний храм, написать записки и приложиться к иконе Божией Матери «Млекопитательница». Согласно Преданию, на этом месте останавливалось на ночлег Святое Семейство, когда бежали от царя Ирода в Египет, и Мария кормила грудью младенца Иисуса.

Теперь о самой службе. Наша группа сразу заполнила собой почти весь храм (нас 44 человека). Хор оказался народным, импровизированным и состоял из тех, кто хоть немного попадает в ноты. Надежда, которой пришлось регентовать, волновалась больше всех. Здорово, что наша молодежь Маша и Иван тоже были в хоре. Пение было вначале неуверенне и немного робкое, но постепенно все включились в ход литургии, и хор сразу «отпустило». Остальные паломники также начали подпевать, даже те, кто почти не знает слов. Было ощущение, что мы служим на Пасху, тогда  тоже все поют не голосом, а душой. У многих в глазах стояли слезы, служба тронула всех. Такой привычный, мощный голос о. Сергия, который ведет наше робкое, разрозненное стадо ко Христу. И постепенно все становится единым цельным и радостным.

В монастыре мы практически накануне Великого Поста, начинается неделя о блудном сыне. Как сказал о. Сергий, люди за тысячи верст от Святой Земли устраивали для себя места-воспоминания о земной жизни Спасителя, а мы сейчас можем прикоснуться ко всему этому реально. Как блудные дети, мы стремимся к Отцу. Начинаешь чувствовать Божие присутствие и помощь святых. Это уже не какие-то далекие люди с икон, а реальные и живые. Дай нам Бог, чтобы хотя бы память об этих днях помогала нам молиться и сохранить это чувство близости Бога.

В конце службы узнаем еще об одном событии – оказывается у Людмилы День рождения. Конечно же, поем ей многолетие!

Проходим через внутренний дворик и попадаем в братскую трапезную. Мы-то рассчитывали только на сухие пайки из гостиницы, а гостеприимные монахи приготовили нам чай, кофе, какао, нажарили гренки.

При выходе из монастыря удается выпить свежевыжатый из местных фруктовсок. Это что-то незабываемое! Уезжать не хочется, но впереди насыщенный день и совсем рядом нас ждут новые сильные впечатления.

10:00. Недалеко от монастыря св. Герасима монастырь, где подвязался старец Зосима, который встретил Марию Египетскую. Житие прп. Марии будем читать в четверг пятой недели Великого Поста. Монастырь оказался закрыт, но хотя бы будем иметь представление, где все это происходило.

10:30 Мы на берегу Иордана. Те, кто думал, что это Волга или хотя бы Клязьма, сильно ошибался. Иордан совсем не широк, и вода в нем мутная из-за мелко - дисперсных частиц грунта. Но, это только первое впечатление. Конечно, вряд ли именно здесь крестился Христос, но река точно та самая, хотя возможно, изменила русло. Ярко светит солнце и очень тепло. Здесь довольно оживленно, несмотря на утро. Кто-то уже окунулся, кто-то просто смотрит, как это делают другие. Друзья – румыны тоже здесь. Наша группа уже в белых рубахах, о. Сергий читает Евангелие о Крещении Христа (Мф.3:14-17), все дружно поем тропарь Крещения.

Одновременно и почти всей группой, поддерживая друг друга за руки, окунаемся в мутные иорданские воды. Посередине реки натянута ленточка – это не много не мало государственная граница (если кто-то думал «за буйки не заплывать»)! На той стороне иорданские пограничники с автоматами, а на этой такие же израильские. Но про них никто не думает, окунаемся легко и радостно. После омовение всеобщее братание, всех хочется обнять и тут понимаешь, что все мы действительно братья и сестры. Кто-то окунался для того, чтобы приобщиться к святыне, кто-то, чтобы соблюсти благочестивую традицию, для многих это был символ покаяния, а кто-то, как Ира и Таня, не сговариваясь, решили таким образом, символически смыть все прошлое и начать новую жизнь. Дольше всех думал Василий. Только на следующий день он сказал, что готовился так к погребению. Рубашка уже освящена, осталось подготовить себя.

11:45. Запасшись по дороге финиками, едем в г. Иерихон. Название переводится как «благоухающий», а также «город пальм». Но сейчас пальмовых деревьев и знаменитых иерихонских роз уже нет. Иерихон - один из древнейших сохранившихся городов, ученые датируют егоVIII веком до РХ. В Библии он упоминается со времен завоевания Земли Обетованной (Нав. 2:1-24).

Мы заходим в храм пророка Елисея, ученика пророка Илии (3Цар.19:16), во дворе которого растет дерево Закхея. Конечно же ни одно дерево столько не живет, но вполне возможно, что как раз на такое залезал мытарь Закхей, чтобы увидеть Иисуса (Лк. 19:1-10).

Пешком направляемся в Русскую Духовную Миссию в Иерихоне, она же подворье Иоанна Предтечи. Здесь довольно большая территория (около полутора гектаров) и расположена она на месте предполагаемого дома Закхея. Все цветет: яркие сильно пахнущие цветы, какие-то заморские кустарники, уже знакомый нам миндаль. На небольшой пальмочке уже завязались бананы. Трогаем, правда ли настоящие?  А в Москве сейчас -10, лишний раз можно порадоваться.

Возвращаемся к автобусу через восточный базар. Такое разнообразие трав, специй, фруктов и овощей, что глаза разбегаются. Кто-то соблазняется, увидев горы клубники, мы–то с ней встретимся только через 3-4 месяца.

13:30. Вдохнув этих манящих ароматов, садимся в автобус и едем к Сорокадневной горе, она же Гора Искушений. Сразу после крещения Христос удаляется в пустыню и постится сорок дней, готовясь к исполнению Своей Миссии (Мф.4:1-8). Пока мы едем, Саша рассказывает нам страшную историю о том, как несколько лет назад женщина из его группы, поднявшись на эту гору, там же и умерла. Это к тому, что ревность должна быть по разуму. Если проблемы со здоровьем, лучше подождать группу внизу.

На вершине горы расположен монастырь Искушения. Там живет греческий монах, который щедро помазывает елеем добравшихся паломников.

15:10 Все уже спустились с горы, напились знаменитого сока, и готовы тронуться в путь. Дорога в Назарет лежит через прекрасную плодородную Изреельскую долину вдоль берега Иордана. Изреель переводится как «Богом насажденная», и это действительно так. Цвета сочной зелени невозможно передать, красота необыкновенная. Название долины в Библии встречается в книге Судей и книгах Царств (времена царя Давида), есть и в других местах. Другое название этой долины Мегиддо, или в более привычном для нас звучании Армагеддон. Там, согласно книге Откровения, предстоит последняя битва с силами Антихриста.

На подъезде к Назарету пробки, поэтому в гостиницу «Сант- Габриэль» приезжаем уже затемно. Она более чем простая, зато потрясающий вид с горы на ночной город. Ужин в ресторанчике тоже с панорамным видом на город.

25.02.19. понедельник

07:10. Сегодня нам предстоит день в Назарете. Движемся пешком по городу мимо колодца (он правда уже не действует), где по Преданию было начало Благовещения Деве Марии. Для меня это открытие, всегда представляла, что событие это произошло в одном месте: либо у колодца, либо в доме, как и изображают на иконах. Александр высказал интересную мысль, чтобеседа с Архангелом могла продолжаться по пути от колодца до дома, т.е. в динамике.

Заходим в православный храм Благовещения над источником. Другое его название церковь Архангела Гавриила. Под дружное пение «Богородице Дево радуйся» набираем воды из источника. Онобустроен в отдельном притворе храма под престолом. А над престолом расположена икона "Благовещение у колодца". Она считается чудотворной, и мы все к ней прикладываемся.

Ждем у входа, пока соберется вся группа. У нас в группе два мальчика – Макар восьми лет и Семен почти шести лет. Они добавляют живости и непосредственности в наше путешествие. Пару дней назад Макару купили барабан с шариками на веревочках вместо палочек, а Семену дудочку. Теперь эта музыка сопровождает нас непрестанно. Наверно, когда вернемся домой, будет ее не хватать.


Следующий собор тоже Благовещенский, но уже католический, или, как говорит Саша, латинский. Попадаем к нему, проходя через базар, и прикупив лепешек на обед. Заодно посмотрели, как они выпекаются. Технология, похоже, с Библейских времен не менялась, так что будем иметь представление.

Собор, до которого мы добрались, построен на месте дома, где жила Богородица. Это одна из самых крупных христианских церквей в Израиле. Служат здесь монахи из ордена францисканцев.Спускаемся в Грот Благовещения, место предполагаемого дома Девы Марии. Правда, это скорее не дом, а пещера.

Оказывается, этот латинский собор далеко не всем понравился. Многие посчитали его ломаннуюархитектуру весьма агрессивной, а фрески- иконы во дворе вызвали больше недоумение.Хорошо, что у каждого есть свое мнение, не все воспринимается однозначно.

По пути к автобусу встречаем человека, который сидит на тротуаре с гармошкой, и поет русские песни. Неожиданно! Ну как не подпеть «Катюшу!» Вдруг небольшая заминка. Нашего гида останавливает туристическая полиция (оказывается есть и такая!). Как выяснилось, Александр не должен был пользоваться микрофоном при проведении экскурсии (это какие-то местные разборки). Но, слава Богу, все обошлось.

10:50 Движемся в Кану Галилейскую, где произошло первое чудо, совершенное Христом на брачном пиру по просьбе Его Матери (Ин.2:2-11). Еще одна богословская мысль, о которой мы редко задумываемся, читая Евангелие. Преложение воды в вино на брачном пиру, предваряет собой претворение вина в Кровь Христову на Тайной Вечере. Слова Богородицы, сказанные на пиру, относятся ко всем нам: «что Он скажет вам, то и делайте». А все ли мы делаем?

Посетили храм Георгия Победоносца в Кане Галилейской на месте предполагаемого дома Симона Канонита, одного из 12 апостолов.  Считается, что именно на его браке присутствовал Христос. В храме хранятся каменные водоносы. Это конечно, не те, что были на пиру, но зато можно представить, как они выглядели.Опять встречаем знакомых румын.

Поднимаясь далее вверхпо улочкам, попадаем в частный магазинчик. Здесь все продается вперемешку: иконы, утварь, какие-то безделушки, вино, кофе, специи, и еще чего-то. Многие считают, если в Кане Галилейской, значит надо купить вино.  Ну, может и так.

12:00 Мы плывем на кораблике по Галилейскому морю, оно же Генисаретское озеро, и оно же Тивериадское озеро. Оно пресноводное, и на 200 м ниже уровня моря. Озеро богато различными видами рыб (считается более 20), в том числе знаменитой рыбой Петра (телапия, но совсем не такая, как в наших магазинах!).Озеро очень живое, находится на севере страны, в отличии от Мертвого моря, в котором практически нет жизни и расположено оно на юге. При завоевании земли обетованной Господь скажет Своему народу: «жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30:19). Эти два водоема очень символичны в Библии, как живое и мертвое. На северо-востоке видны очертания Голанских высот, там же в озеро впадает Иордан, а вытекает в его южной части. Дует свежий, ласковый ветерок, растрепывая волосы. Легкое волнение придает ощущение свежести. Интересно, что совсем не пахнет тиной. Все здесь напоминает о евангельских событиях: здесь Господь ходил по воде, здесь же ловил рыбу, как и нынешние рыбаки, которых мы видим в покачивающихся лодчонках. Здесь Он рассказывал притчи, отплыв на лодке от берега.Много и других евангельских событий связанны с Галилейским морем. С разными ощущениями мы плывем на кораблике: для многих это в первую очередь библейские воспоминания, кто-то просто наслаждается водой и свежестью, кто-то говорит, что хочется молиться, потому что вода всегда стихия – может быть и ласковой, и страшной. А в ком –то тихо звучит Иисусова молитва. Как хорошо, что мы такие разные с таким диапазоном чувств и приэтом мы вместе и чувствуется родство душ, которые собрал и привел сюда Господь.

14:20. Едем в Русскую духовную Миссию в Магдале, в Галилее, на западном берегу Галилейского моря. Это подворье Горненского монастыря, в котором мы были вечером второго дня нашего путешествия. Магдала - место, где по преданию, Христос изгнал семь бесов из Марии Магдалины (Мк. 16:9).

 Посетив небольшой храм и послушав евангельский отрывок, спускаемся вниз к источникам. Их тут целых три. Один считается, помогает при глазных заболевания, второй – около которого Иисус изгонял из Марии бесов, а третий – теплый радоновый. К нему-то и устремились все сестры, а братья в это время пошли к морю, где самые смелые окунулись. Мы же заполнили собой весь источник. Теплая вода илегкое покусывание рыбок настолько расслабляют, что вылезать совсем не хочется. Если бы не настойчивость  наших братьев, нас бы оттуда не вытащить.

В монастыре небольшая, но очень красивая территория.Целый сад грепфрутовых деревьев, которые падают, как наши яблоки в осеннем саду. А еще цветущие гибискусы,какие-то цветы и кустарники, ведущая в сад лестница, - все хочется запечатлеть. Здесь же за жертву приобретаем грейпфруты.

16:10. Мы направляемся в Табху – место евангельского умножения пяти хлебов. Храм католический и так и называется «храм Умножения хлебов и рыб». В отличии от Назарета, этот храм отличается строгой красотой и простотой форм. Перед входом стоят два древних каменных жернова. Наверно о таких Христос говорит «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили в глубине морской» (Мф. 18:6). Не знаю, сколько человек нужно, чтобы его хотя бы приподнять, во времена Христа такие жернова крутили с помощью осликов.

17:00. Мы в Капернауме(Мф. 4: 13-16). Это  на северо-западном побережье Галилейского моря. Во времена земной жизни Христа через Капернаум пролегали торговые пути с побережья Средиземного моря до Сирии и Малой Азии. Сейчас от города мало что осталось, но ведутся раскопки.Христос совершил здесь наибольшее количество чудес.Когда-то тут был дом тещи Петра, которую исцелил Иисус (Мф.8:5-13). В КапернаумеОн призывает апостолов — Петра, Андрея, братьев Зеведеевых, Иоанна Богослова и Иакова и Левия Матфея. Здесь же Он воскресил дочь Иаира и сотворил много других чудес. Возможно, поэтому Капернаумв Евангелии называется «Его город».

Мы идем к храму 12 апостолов. По преданию, он находится в 100 м от места дома, где Христос исцелил парализованного, которого спустили через крышу четверо друзей (Мк. 2:1-5, 11-12). Сочно-розовые купола храма выглядят как большие редисочки и радуют глаз. Территория монастыря довольно большая, от самого входа идешь как бы по коридору, по бокам которого растут различные садовые деревья, а под ногами, словно куры, гуляют павлины. Ближе к храму все ярче ощущается аромат цветущих цитрусовых деревьев.

Посетив храм, перемещаемся ближе к Галилейскому морю, чтобы спокойно почитать Евангелие и помолиться. Садится солнце и как нельзя к месту молитва «Свете тихий». Приведу русский перевод: «Свет отрадный святой славы бессмертного Отца Небесного, святого, блаженного – Иисусе Христе! Придя к закату солнца, увидев свет вечерний, воспеваем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. Достойно Тебя во все времена воспевать голосами счастливыми, Сын Божий, дающий жизнь, – потому мир Тебя славит».

Отец Сергий читает Евангелие о насыщении пятью хлебамии о Хлебе Жизни (Ин 6 глава). Очень символично, слышать о событиях, произошедших здесь, и находиться здесь непосредственно. Мы тоже насыщены впечатлениями сегодняшнего дня, любуемся заходящим солнцем, наслаждаемся теплым вечерним ветерком и благодарим Господа за тихую радость в душе. Молча возвращаемся к автобусу. Словно куры на нашест, на деревья взлетают павлины, устраиваясь на ночлег, в небе тает закат… В гостиницу возвращаемся молча, хочется сохранить в себе этот «свете тихий».

21:20 После ужина понемногу все оживают. Кто-то пошел прогуляться в город, кто -то до магазина, многие переместились в «музыкальныйсалон». К гостинице пристроен костел и там есть пианино, на котором играетдевушка Маша. Звуки музыки под сводамильются сильно и торжественно. Внизу в фойе гостиницы  тоже звучит музыка – о. Сергий играет на гитаре. Постепенно верхний салон перемещается в нижний и уже все вместе поем под гитару песни о вечном. Другие постояльцы гостиницы с любопытством на нас поглядывают, но, если душа поет, ей ничто не помеха. Мы все уже перезнакомились и все кажутся родными и близкими. Расходиться не хочется, но завтра вставать в 5 утра, переезжаем в Иерусалим.

26.02.19 вторник.

За завтраком Господь свел нас с «новыми людьми». Они, конечно же все время были с нами, но близко общаться не довелось. А теперь Алексей стал вспоминать свои ощущения, которые пережил в монастыре Саввы Освященного. Он, конечно, не раскрыл нам военную тайну, но рассказал, что именно это место он прочувствовал, как нигде. Говорит, что было ощущение остановленного времени и святости. В монастыре нет света, поэтому монахи живут, как и первые христиане, при свечах. Горами собраны черепа насельников и святых за 1,5 тысячи лет, а также мощи самого Саввы. Очень хорошее слово нашлось у Алексея для описания своего состояния – оцепенение. Переполнение эмоциями утихает и остается только замереть перед величаем Господа и Его святых.

07:10. Уезжаем из Назарета и направляемся снова на юг страны. Все дороги ведут в Иерусалим. При выезде из города, поднимаемся на гору Свержения. Это, конечно, условная гора, т.к. здесь сейсмическая зона и ландшафт сильно изменился с библейских времен. Пока поднимаемся на гору, впитываем красоту раннего утра: цветут цикламены, анемоны, маки, и еще какие-то мелкие цветочки. Вид с горытоже потрясающий: с одной стороны, как на ладони лежит Назарет, а с другой простирается Изреельская долина.Отец Сергий читает евангельский отрывок о том, как жители Назарета, обличенные Христом, хотели сбросить  Его с горы (Лк.4:16-30). Здесь же делаем общее фото.

08:50 движемся к Фавору – горе Преображения. Там Христос незадолго до Своих крестных страданий беседовал с ветхозаветными пророками Моисеем и Ильей, уже в преображенном облике. Свидетелями этого стали три ученика. Событие описывают сразу три евангелиста Матфей, Марк и Лука (Мф.17:1-13; Мк. 9:2-12; Лк.9:28-36). Существует много разных толкований, почему именно эти два ветхозаветных мужа присутствовали при Преображении Господнем. Александр озвучил нам еще один: Моисей, как представитель мира мертвых, а Илия как представитель мира живых, т.к. был взят живым на Небо. Но, как известно, у Господа все живы. Все преображает Господь Собой,и природу в том числе, поэтому гора Фавор всегда зеленая.

У подножья некоторая заминка, очень много разно-национального народу хочет попасть на Фавор. И мы в течение часа смиренно ждем своей очереди на микроавтобус.

Крутой серпантин на большой скорости (Господи помилуй!), все мелькает перед глазами, и мы на вершине горы. Заходим в храм, где читаем Евангелие, посвященное событию. Александр вспоминает как много лет назадпытался подняться сюда и не видел дажесобственной руки. Такой густой был туман. Еще он поведал нам  интересную историю, бывшую в середине XX века. Один человек с о. Крит купил простую черно-белую бумажную литографию иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет».Не имея возможности добраться до Святой земли, он запечатал ее в бутылку, и помолившись, отпустил в море. В сопроводительной записке он написал, что хотел бы, чтобы икона оказалась на Святой земле. Чудесным образом, икона попала по назначению и сейчас считается чудотворной.

11:50. Мы едем в Самарию, и первой нашей остановкой здесь стал храм 10-и прокаженных. Другое название - церковь св. Георгия. Пещера, в которой во времена Христа жили больные страдальцы, находилась на краю поселения, которое сейчас называется Буркин. Строгий храм в византийском стиле построен на месте, где, по преданию Иисус излечил десять прокажённых.Из нихс благодарностью вернулся только один (Лк.17:12-20).Само место напоминает нам о необходимости благодарения и мы читаем благодарственный молебен. Здесь паломники бывают реже всего. Это место спорных территорий Израиля и Палестины, поэтому лежит в стороне от обычных туристических маршрутов. Все символично, как исцеленный вернулся только один, так и немногие попадают сюда. Живут и служат здесь православные арабы. И прихожан у них всего 40 человек.Они оказались очень гостеприимными, хотя живут весьма скромно. Нас напоили кофе со сладостями и готовы были поделиться всем, что есть. Многие из нашей группы потом говорили, что в этом месте особенно хотелось что-то пожертвовать и сделать что-то доброе.

13:40. Дальнейший путь лежит в Сихем (древний Сихарь), где была встреча Христа с самарянкой. Это же место, где братья продали в рабство Иосифа- прекрасного (Быт. 37). Кроме того, здесь проповедовал пророк Елисей и чудесным образом захватил в плен целое войско сирийцев (4Цар. 6:8-23). Само название Самария (сейчас это название местности) изначально относилось только к городу, который построил Амврий, отец нечестивого Ахава (3Цар.16). Затем так стали называться люди, которые смешивали язычество с почитанием истинного Бога (4 Цар. 17:24-34). Они просуществовали до VI века нашей эры, а затем растворились в других народах. Сейчас самарян осталось около 300 семей, и то все с врожденными наследственными заболеваниями из-за инцеста.

15:00 Приезжаем в Наблус -современное название Сихема, переводится, как «новый город». В этих местах проходил еще Авраам, идя в землю обетованную, и беседовал с Богом (Быт.12:6-7). Здесь же выкопал колодец внук Авраама Иаков (Быт. 33).

Нам уже видны двегоры Гевал и Гаризим. Во времена Моисея, перед тем, как войти в обещанную Богом землю, священники произносили народу благословения на одной горе и проклятияна другой за веру Богу или отступничество от Него (Нав. 8:30-35). Видим библейскую историю воочию. Можно изучать Библию в пути.

Добрались до храма Фатинии – Самарянки, который относится к Иерусалимской православной церкви.Своей величественной колокольней он заметем еще издалека.Внутри находится древнейший колодец Иакова. Здесь по преданию и произошла встреча Христа с женщиной-самарянкой, изменившая всю ее жизнь (Ин.4:1-44).

В 1979 г. прямо в храме религиозным иудейским фанатиком был убит архимандрит Филумен, служивший здесь и известный как человек высокой духовной жизни.Он пытался защитить храм от осквернения. В 2009 году Филуменбыл причислен к лику святых и сейчас рака с его мощами покоится в храме. По просьбе Александра старенький монах о. Иустин выносит нам сосуд с кровью святого Филумена и частицу его мощей. Жизнь здесь совсем не безоблачная, в любой момент можно стать мучеником за веру, поэтому во дворе храма о. Иустин приготовил уже гроб для себя…

Спускаемся вниз, где находится колодец Иакова и там все по очереди пьем и набираем воду. Пока одни еще внизу и что-то приобретают в церковной лавке, другие начинают подниматься наверх. Там о. Сергий и Александр поют песню о самарянке. Каждый, поднимающийся, присоединяется к поющим, и вот уже в исполнении почти всей группыстаринная песня звучит под сводами храма.В завершение идем крестным ходом вокруг храма, слушаем рассказ Александра и чего греха таить, срываем мандарины.

16:10. Чтобы слегка подкрепиться перед дорогой, Амер (наш водитель) завозит нас в арабский магазинчик  – кафе различных сладостей. Тут много всего необычного, незнакомого нашему глазу и вкусу. Запах привлекает уже на пороге. Нам порекомендовали попробовать местную сладость(не помню названия), напоминающую сыр сулугуни, посыпанной сладкой манкой и запеченный в духовом шкафу. Хотя я не любитель сладостей, действительно очень вкусно и совсем не приторно.

16:50.  Впереди главная цель –  Иерусалим. Это кульминация нашего паломничества: Голгофа, Гроб Господень и ночная литургия. Василий размеренно читает правило к Причастию.ВИерусалим не входят, а восходят, т.к. он расположен на горе. Для нас это тоже восхождение. Это то, к чему мы шли здесь на Святой Земле день за днем, постепенно возрастая до того, чтобы хоть немного почувствовать то событие, ради которого мы сюда приехали, и которое изменило весь ход истории. И это то главное, к чему мы стремимся всю жизнь. Надеюсь, хватит сил физических, чтобы пополнить силы духовные.

18:10. Заселяемся в гостиницу «Глория», и в первый раз от начала нашего путешествия живем в таком приличном номере. Но в конце концов это не важно. Сейчас поужинаем, на пару часов упадем, и на службу.

23:15 Мы быстро идем по пустынному, ночному Иерусалиму, по его узким каменным улочкам с бесконечными ступенями и считаем повороты три налево, один направо. Все, мы у цели. Храм Воскресенья Христова.  Сразу идем ко Гробу Господню, чтобы успеть приложиться до начала службы. Гулко звучат шаги в почти пустом огромном храме. Очередь ко Гробу течет быстро, нас торопят, чтобы всем успеть приложиться к святыне. Кроме благоговения, мыслей практически нет:«Господи! Ты все знаешь…» (Ин.21:17). Нет никакой нужды перечислять свои проблемы, сейчас их просто нет. Только ты и Господь. Литургия неожиданно для нас совершается у Гроба Господня, хотя до этого говорили, что будет на Голгофе. Предстоит архиепископ МадавийскийАристовулв сослужении нескольких священников. Наш о. Сергий среди них. Служба совершается на арабском языке, но особо значимые места читают и на русском, хотя все понятно и без этого. Чувства слегка притуплены, из-за остроты переживаний и потому что ночь. Вспоминается, как засыпали апостолы, когда Господь просил их побыть с Ним и бодрствовать (Мф. 26:38-41). Мы немощны, хотя бьем себя в грудь, «у меня все получится». Но, наверно, это как раз то, что и нужно, ощутить себя немощным и ничего не могущим сделать самому…

Причащаемся в Кафоликоне (кафедральный собор), это как бы срединная часть храма. На душе радостно и нет тяжести, потому что Голгофа уже позади и Христос воскрес. Обратный путь тоже не кажется таким грустным и таинственным, хотя три часа ночи.

27.02.19. среда.

08:45. Это, наверно первый такой поздний завтрак за все время нашего пребывания, и еще один повод спросить о впечатлениях братьев -паломников. Наталье и Дмитрию запомнился монастырь 10-и прокаженных в Самарии, как там «тепло и приветливо встречали с настоящей заботой. И если сначала ехать не очень хотелось, согласилась только ради мужа. Но, постепенно все изменилось. Сначала пришло успокоение, ощущение того, что все не зря, потом умиротворение. На службе у Гроба Господня совсем не отвлекало служение на незнакомом языке. И это то завершение, та кульминация к которой нас вели все дни. Все выстроилось, как евангельский путь, который стал совсем по-другому восприниматься».Олег и Вика вспоминают о своих «особых» эмоциях. «окунулись в эту поездку, что называется, с головой. Почувствовали свою ответственность, что нельзя просто сохранить все в памяти. Надо что-то изменить в себе. Если раньше библейские истории воспринимались похожими на какую-то сказку, то здесь все становится реальностью. От этого отношение к жизни меняется. Все увиденное еще предстоит осмыслить. Поразили своей стойкостью наши бабушки, чье паломничество достойно уважения. Обязательно будем обо всем рассказывать своим знакомым».

10:00. Мы снова в храме Воскресения, но теперь на экскурсии с Александром. Уже много народу и воспринимается все немного по-другому.

Чуть-чуть истории. Благодаря стараниям св. Елены, храм Гроба Господня был освящен в 335 г. в присутствии императора Константина Великого.После этого храм многократно разрушался и вновь отстраивался.Сегодня это целый архитектурный комплекс, состоящий из Голгофы, ротонды, гдерасположена Кувуклия (небольшая часовня, внутри которой и расположен ГробГосподень). А также Кафоликон, подземный храм Обретения Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов.Храм разделен между шестью христианскими конфессиями, для каждой из которых выделены свои приделы и часы для совершения богослужений. Грустно от того, что отстаивание своих прав каждой из них, нередко заканчивается нанесением травм братьям по вере.

Сегодня пешая экскурсия по городу. Периодически моросит дождь, а мы движемся через христианские, еврейские и мусульманские кварталы старого города. Его площадь всего один км кв. (во времена Христа был еще меньше, т.к. казнили и хоронили за чертой города). Мы посетили место предполагаемой Сионской горницы. На ее крыше полюбовались видами Иерусалима, затем прошли мимо Стены Плача. Посмотрели на раскопки древней стены города, побывали в темнице на территории Греческой Миссии, где, возможно, содержался Христос перед встречей с Пилатом. На раскопкахдревней купели у Овечьих ворот, где Господь исцелил парализованного человека (Ин 5:1-16) прочитали Евангелие и насладились запахом лекарственных трав. Их тут целый огород. Завершилась экскурсия в Александровском подворье. Это единственное в Старом городе и самое близкое к Храму Гроба Господня владение РПЦ.Подворье включает Порог Судных Вратцерковь св. Александра Невского, небольшой музей. Тут же находится знаменитое игольное ушко - узкий проём в стене, в который можно пройти с большим трудом.

17:30 и у нас есть час, чтобы побродить по лавочкам и что-то приобрести.Отовсюду зазывают торговцы. Они, как полиглоты, кричат на разных языках, но русских узнают безошибочно.  Разглядываем всякую всячину, торгуемся на ломаном английском.  В конце концов обе стороны остаются довольны.

19:30 После ужина до закрытия храма Воскресения, надо успеть обжечь у Гроба Господня купленные свечи, поэтому все спешим туда.

20:30. Сегодня последний вечер в Иерусалиме и вообще в Израиле. Собираемся в холле гостиницы на прощальную встречу. Наш гид Александр поставил нашей группе оценку «очень хорошо» и сказал, что в каждой такой поездке он и для себя открывает что-то новое. Отец Сергий подвел некий итог нашего паломничества: «Все мы потрудились и физически, и духовно. Конечно, дома навалятся привычные заботы, но воспоминания об этих восьми днях будет возвращать нас в это состояние. Все было удивительно и трогательно. Хотелось бы, чтобы такое состояние было и дома, за каждой воскресной литургией. Мир, лишенный Бога, живеттолько иллюзиями или ностальгией, а Христос призывает нас жить реально. А что касается разных забот, так ведь и Господь заботился о ближних, общался с блудницами и прокаженными, ел с мытарями и грешниками, т.е. теми людьми, для которых Он и пришел. Все это наша жизнь и она не отрывает нас от Бога, отрывает только грех. И еще. Мы должны помнить, что та радость, которую мы сейчас испытываем, дается нам смертью Христовой. Дай нам Бог никогда не возносить ропота на Господа».

Мы, действительно, подустали, хотя будь возможность, каждый согласился бы продлить это время. У некоторых из нас были установлены шагомеры. Так вот в день мы проходили по 12-15 тыс шагов. Но главное, труд другой, многие заметили, что стало меняться их представление о Церкви, о службе, даже о Христе.

Мы поем душевные песни, что «есть только миг», про «прекрасное далеко», о том, как крутится «карусель-земля»… Здорово, что на многие песни хорошо ложится христианский смысл. Всем немного грустно, потому что завтра придется расставаться.

28.02.19 четверг

05:30. Льет дождь и даже слышны раскаты грома. Но для некоторых это не помеха. Самые отчаянные пять сестер идут на службу в храм Успения Пресвятой Богородицы в Гефсимании. А кто- то, не менее отважный -на Храмовую гору. По преданию, это та самая гора, на которой Авраам приносил в жертву своего сына Исаака (Быт. 22:1-18). Она находится на восточной стороне Старого города. Это наиболее священное место для иудеев. Здесь когда-то находился храм, построенный Соломоном, а также второй храм, воздвигнутый после Вавилонского Плена. Считается, что в этом месте Господь особенно чуток к молитвам верующих. Наши паломники видели молящегося на Храмовую гору еврея и Александр перевел смысл молитвы: «Приди уже, наконец, сколько можно, мы устали Тебя ждать!». А мы ждем ли так Второго и Славного пришествия Христова, чтобы об этом молиться? В целом впечатления от посещения Храмовой горы хорошо подытожил Павел: «Здесь чувствуется связь веков, величие Иерусалима и крепость десницы Божией».

10:00 Дождь продолжается, и мы, промокшие, идем по Иерусалиму к автобусу. По дороге в аэропорт Александр подробно рассказывает, как вести себя на таможенном контроле. Нас немного «промариновали», но, слава Богу, все обошлось без осложнений.

13:30  Мы уже в воздухе, летим домой. Народ делится последними впечатлениями. Мы из нескольких приходов, но эта поездка нас объединила.  Всем, конечно же, понравился наш гид Александр «первый раз встречаю не просто экскурсовода, но настоящего проповедника». Запомнились его слова, сказанные как бы невзначай о своей жене, на вопрос «как она терпит столько переездов?»: «ей нравится быть там, где я». Пожалуй, это одни из лучших слов о любви. Кому-то запомнился монастырь 10-и прокаженных в Буркине, кому-то служба в пещерном храме в Вифлееме. «Все впечатления сильные, но невозможно все воспринимать одинаково остро». И еще: «Когда в Иерусалиме встретили католиков, которые шли Крестным путем, неся крест, возникло ощущение реальности происходящего». В Иерихоне некоторым понравилось само восхождение на 40-дневную гору, некое преодоление себя. Кто-то вспоминал вид, открывающийся с горы Свержения. У многих остались теплые воспоминания о том, как пели в храме самарянки. Всех поразила матушка Марфа из детского приюта в Вифании. Особняком стоит Голгофа и ночная служба у Гроба Господня. «было ощущение, что все эти дни нас водил Сам Господь, только мы как Лука и Клеопане сразу узнали, что это Он». «Тяжело подействовала экскурсия по храму Воскресения, что христиане готовы друг друга убивать за место в храме»; «запомнился Хеврон, где православный храм, как единственный островок христианства в мусульманском мире». «на Фаворе впечатлил рассказ об иконе на бумаге». «Почувствовала себя, как кровоточивая, которая осмелилась прикоснуться ко Христу, и от этого небывалое облегчение на душе». «запомнились запахи, хочется их сохранить в памяти». «удивила обыденность людей, которые живут в таких святых местах и не чувствуют этого». «Читаешь, как жили пыстынники первых веков, но не воспринимаешь близко, а тут все реально». «У св. Герасима первый раз пережили литургию, как реальное участие».  «Везде в монастырях, как уголки рая, чувствуется, сколько вложено любви. А еще появилось желание что-то побольше узнать, может пойти на какие-то курсы». «Уставать было стыдно, глядя как повсюду ходят наши бабушки с палочками». «Интересна этимология многих слов, традиции, описание быта. Сама интенсивность наших экскурсий уже настраивает на молитву».

«Плыли облака над Иерусалимом, а одно мне напомнило парящего Ангела…»

Из объявлений диктора в самолете улавливаем перевод только одного еврейского слова«туда», что означает «спасибо». Это очень символично. Мы благодарны Господу за то, что привел нас на Святую землю, дал возможность немного узнать друг друга и себя. Благодарим тебя, Господи за все, и за эти восемь дней, которые Ты нам подарил.

Миссионерский отдел Московской епархии Незнакомое православие Православная библиотека в мобильном Молитвослов в мобильном Соль земли Библия за год

Православный календарь