Притча о 10-и минах

Лк. 19:12-28

Сегодняшняя притча рассказывает о том, как некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и затем  возвратиться. Христос употребил в притче образ человека аристократического рода, очевидно потому, что Его слушатели помнили, что Архелай, сын царя Ирода, точно также поступил, когда отправился в Рим, чтобы получить право на иудейское царство. Из истории известно, что вслед за Архелаем в Рим поехало еврейское посольство, представлявшее оппозицию его царствованию.

Но в притче под человеком высокого рода Христос имеет в виду Самого Себя. Продолжая притчу, Он говорит: «Призвав же десять рабов своих, дал им десять мин, и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь». Мина была греческая серебряная монета, которая имела хождение, начиная с периода Вавилонского плена евреев. Она была в употреблении и во времена земного служения Иисуса Христа. Стоимость мины приравнивалась к зарплате за три месяца: довольно большая сумма! Мина = 100 драхм.

Господин призывает слуг для того, чтобы узнать, «кто что приобрел» этими минами. Первый слуга приобрел десять мин. Второй слуга приобрел – пять мин, поэтому оба получили одобрение. Третий слуга возвратился с миной, которую получил с самого начала, поскольку не «инвестировал» свое спасение. Цитата: «Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.  

Даже если ограничиться текстом притчи и иметь в виду тот образ хозяина, который мы там видим, вряд ли можно говорить о нём как о человеке жадном и жестоком. Конечно, он, оставляя своим рабам некую сумму, надеется на соответствующий доход по возвращении, но ведь такова сущность денег: они должны быть в обороте, иначе само владение хоть сколько-нибудь крупной суммой теряет всякий смысл.

 Бог даёт человеку жизнь для того, чтобы она существовала в постоянной динамике. Жизнь — во всех её проявлениях, от самых высоких и духовных до самых обычных природных — может существовать только в динамике. И только открытость человека миру и доверие Богу могут сделать эту динамику реальной. У того раба, который предпочёл спрятать деньги, не было ни того, ни другого. Он был уверен, что хозяин даёт ему деньги с тем, чтобы потом у него была возможность потребовать у своего раба отчёта и вернуть своё. Ему и в голову не приходило, что от хозяйских денег возможна польза и ему самому, и его хозяину.

Он был уверен, что от хозяина вообще ничего хорошего ждать нельзя. И получил сообразно своим ожиданиям. Бог даёт человеку жизнь вовсе не для того, чтобы найти повод лишний раз укорить его или наказать, а для того, чтобы жизнь эта выросла в нём до той полноты, которую человек может вместить. 

Протоиерей Сергий Поддубный, настоятель прихода Вознесенского храма.

8 декабря 2017 года

Миссионерский отдел Московской епархии Незнакомое православие Православная библиотека в мобильном Молитвослов в мобильном Соль земли Библия за год Журнал для пап Батя

Православный календарь